Шестопсалмие –это напоминание о Страшном суде. В храме выключается свет, тушатся свечи, богомольцы с опущенными головами остаются один на один со своими грехами. Они стоят тише воды, ниже травы. Креститься во время шестопсалмия нельзя, поэтому складывается впечатление полной беспомощности, когда уже ничего нельзя поделать. Поздно замаливать грехи, Федя. Остается только уповать на милость Божью. Святые с икон начинают смотреть на богомольцев особенно строго. Их суровые взоры горят огнем справедливого суда.
От свечной лавки начинаются два шаркающих шага. Шварк-шварк. Шаги становятся громче и каждому из тех, на кого сейчас так строго смотрят святые с икон, кажется, что это начинается охота по его душу. Богомольцы втягивают шеи в воротники и ловят каждый звук, который раздается у них за спиной.
-Господи, помоги! –шепчут богомольцы. Когда шаги замирают в пространстве храма, у каждого вспыхивает лучик надежды: –А может это не за мной? Там сзади еще люди стоят.
Шаркающие шаги начинаются снова, люди вспоминают свою жизнь и понимают, что надежды нет никакой. Остается смириться, и считать шаги. Шварк-шварк. Шаги становятся все громче. Шварк-шварк-шварк. Они останавливаются где-то посередине между свечной лавкой и богомольцами. Шварк-шварк. Стоят у иконы святителя Митрофана. Интересно, зачем? Шварк-шварк-шварк. Подошли еще ближе. Ах, как хочется обернуться. Шаги уже совсем рядом. Богомолец зажмуривается и с каждым шагом его прошибает холодная волна пота. И страха. И ада.
-Ах ты ж, Боже мой, -кряхтит старческий голос одновременно со «шварк-шварк». Еле ковыляя, из-за спины богомольца, как подстреленный журавль, появляется баба Вера с выставленной ревматической рукой, в которой словно праздничный факел сияет свечной огарок. Шестопсалмие заканчивается, и ей надо успеть зажечь все светильники в храме. Баба Вера старенькая, и времени у нее совсем мало.
-Ах ты ж, Боже мой, -вздыхают богомольцы, расправляют плечи и сурово, как святые с икон, начинают смотреть на бабу Веру.
-…Дух твой благий наставит мя-я-я-я на землю пра-а-аву! –выкрикивает молодой чтец и убегает.
Баба Вера начинает долгое обхождение храма со свечей в ревматической руке. Так много подсвечников во всем храме. Баба Вера такая старенькая и неповоротливая. А свечей так много.
Шестопсалмие закончено. Все светильники в храме снова горят, освещая радостные лица богомольцев. Начинается легкий шепот, хруст пальцев, звук переминаемых ног. Богомольцы начинают усиленно креститься такими широкими знамениями, что не хватает размаха плеч. Ух! Певчие на клиросе поют почти ритм-энд-блюз. Святые с икон снова прощают и принимают дары. Женщины толпятся у свечной лавки, готовые потратить все деньги мира на десять оставшихся свечей. Страшный суд откладывается. До завтра.
Прочитано 6685 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 3,8
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
По-моему это шедевр! Что-то среднее между фильмом ужасов и сатирой. Вернее всё это вместе. Да простят меня православные! А вас, Алексей, пусть Господь не накажет. Но рассказ бесподобный!
Кобякова Лиза
2008-05-23 12:52:24
Здорово. Но вы язва.
Romanlviv
2008-05-23 15:55:19
Класс
Игорь
2008-06-02 13:33:28
Шестопсалмие - ощущение идущего к тебе Христа. Когда впервые попал на службу - был потрясен именно этой частью. Может, в этот момент Господь и позвал меня. Ощущение уверенности и покоя. Вот, протяни руку и дотронешься до Бога. Никакого страха. Господь твоя Защита. "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение" (Лк. 2; 14) – троекратно эти радостные слова предшествуют Шестопсалмию. И Сам Христос выходит в образе молящегося священника. За нас молящегося! В церковном Уставе об этом написано: “Тако глаголем Шестопсалмие вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших”. Поэтому и не крестятся, чтоб не отвлекаться даже на это, лишь благоговейно и с особым вниманием слушают псалмы.
Певчие на клиросе поют почти ритм-энд-блюз. – Фраза совершенно не ложится в тему. Святые с икон снова прощают и принимают дары. – Брат, святые не прощают и не принимают даров. Ну разве только наши молитвы. А то прям какая-то менная лавка – прощения в обмен на дары. А дары ОНИ дают нам в виде исполнения просьб молящихся.
Вообще, ощущение от рассказа мрачное, как будто не про храм Божий, а про тюремную баню. Тягостно и уныло. Храм – это символ духовного поиска, а не принуждения. А после рассказа ощущение, как-будто кто по нужде в клозет облегчится сходил (прости Госпроди!) и после на свежий воздух вышел. Шестопсалмие –это напоминание о Страшном суде. – Вас, видимо, не верно информировали. Может неверная посылка дала общий негативный результат? Итог – страшилка для тех, кто «не в теме».
Мое мнение – борзо, в стиле современных журналюг. Описание какого-то события, выводы – в корне неверные, но чтоб огорошить «новизной взгляда». Для чего это? От желания показать – вот он я какой? Пишешь о Божьем – бойся (т.е. почитай) Бога.
Игорь
2008-06-02 13:55:30
Не утерпел, чтоб не добавить. Псевдо-религиозность нескольких церковных фраз – вот вроде бы человек знает, что пишет. А для знающего это напоминает старый исторический анекдот, когда составляли словарь с описанием рака – рыба, красного цвета, плавает задом на перед. Все правильно, сказал ученый, к которому обратились за консультацией составители, только рак – не рыба, не красного цвета и не плавает задом на перед. В сети полно инфо по Шестопсалмию, почитали бы, интересно ведь. А так классическое произведение на тему «Девочка в поле нашла пулемет…» - столько же ума и задора. Возраст автора ощущается его мелкостью мысли. Оценки соответствуют уровню развития. Творчество – это синоним созиданию. А созидание – это умение слышать Бога. А от таких «творцов» уже воротит – их много и сильно плохо пахнут.
Игорь
2008-06-03 08:46:08
Может, рассмотрим для сравнения вариант:
Шестопсалмие –это напоминание о явлении в мир Христа. В храме выключается свет, тушатся свечи, богомолец с опущенной головой остается один на один с молитвами. Он стоит тише воды, ниже травы. Креститься во время шестопсалмия нельзя, поэтому складывается впечатление особой, чуткой тишины, в которой звучит голос чтеца. Самое время уповать на милость Божью. Не видно ни ликов на иконах, ничего, что могло бы отвлечь.
От свечной лавки начинаются два шаркающих шага. Шварк-шварк. Шаги становятся громче. Только богомолец старается их не слышать. Он вытягивает шею и ловит слова Псалма, не обращая внимания на шум, который раздается у него за спиной.
- Господи, воззвах к Тебе, услыши мя... , изведи из темницы душу мою... – слышит богомолец. Душа его согревается надеждой: – щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Шаркающие шаги начинаются снова, но он вспоминают свою жизнь и молет вслед за чтецом: не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
Остается смириться и не замечать шаги. Шварк-шварк. Шаги становятся все громче. Шварк-шварк-шварк. Они останавливаются где-то посередине между свечной лавкой и богомольцами. Шварк-шварк. Стоят у иконы святителя Митрофана. Интересно, зачем? Шварк-шварк-шварк. Подошли еще ближе. Ах, как хочется обернуться. Шаги уже совсем рядом. Богомолец зажмуривается и повторяет про себя: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. А затем: Дух Твой благий наставит мя на землю праву! Имене Твоего ради, Господи, живиши мя; правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Оттаявшая скрытой слезой душа заливается счастьем.
-Ах ты ж, Боже мой, - кряхтит старческий голос одновременно со «шварк-шварк». Еле ковыляя, из-за спины богомольца, как подстреленный журавль, появляется баба Вера с выставленной ревматической рукой, в которой словно праздничный факел сияет свечной огарок. Шестопсалмие заканчивается, и ей надо успеть зажечь все светильники в храме. Баба Вера старенькая, и времени у нее совсем мало.
-Ах ты ж, Боже мой, - вздыхают богомольцы, расправляя плечи.
-…Дух Твой благий наставит мя-я-я-я на землю пра-а-аву! – и молодой чтец поспешно уходит.
Баба Вера начинает долгое обхождение храма со свечей в ревматической руке. Так много подсвечников во всем храме. Баба Вера такая старенькая и неповоротливая. А свечей так много.
Шестопсалмие закончено. Все светильники в храме снова горят, освещая радостные лица богомольцев. Начинается легкий шепот, хруст пальцев, звук переминаемых ног. Богомолец начинает усиленно креститься такими широкими знамениями, что не хватает размаха плеч. Ух! Певчие на клиросе поют... Святые с икон снова со вниманием смотрят на него. Страшный суд не откладывается. Только он уже не так страшен – с ним Христос!
Сева
2012-02-19 10:01:04
Автор прикололся ?
Воронцова Елена
2018-09-06 09:30:05
А у нас в храме прихожане сами гасят и зажигают свечи!, Это очень удобно, не надо дежурной толкаться между людей!
Воронцова Елена
2018-09-06 09:30:07
А у нас в храме прихожане сами гасят и зажигают свечи!, Это очень удобно, не надо дежурной толкаться между людей!
Забытые Двери - Fylhbfyjd Gfdtk Не совсем в формат сайта.История создания такова 6долго и упорно пытался пробить рубрику "Мегаполис в печатном издании,на Родине не приняли,просил случайных знакомых передать в издания их города,но ответа не поступало,пробивался через коммерческие издания ,отчего приходилось работать сутки через день,недавно послал в листудию "Белкин " с нижеследующей исповедью:
Исповедь Фореста Гампа
Повторю телефон Димы. Не знаю настолько уж он знаменит вм вашем
> ВУЗе ,сколь себя обрисовывает...89272864201.Познакомились мы так:
> работал на заводе ,сходил с ума от первой поздней любви (в
> 22!!!года),писал на станке безграмотные стихи и брал дни в счёт отпуска для поездок на историческую Родину. Услышал ,что некто Дима Першин устраивает вечер памяти
> поэта-земляка Седова. У Александра Палыча Седова трагическая
> судьба-выкормыш А Н Калашникова ,будучи актёром ,он много колесил по
> стране ,потом оказался на Родине ,спился ,опустился до ДД на базарном
> радио ,к 40 ни семьи ,ни кола ,ни двора ,накушался таблеток ,опочил ,
> горя не выдержала старуха -мать ,выносили 2 гроба .Известности поэта
> он не сыскал и после смерти ,вспоминают лишь кучка людей. Я долго
> искал сборник этого автора ,удалось купить брачок в
> типографии. Читая ,плакал :я нал уже какие эмоции порождают подобные
> строки. Потом узнаю ,Дима устраивает литобъеденение . Сходил, не
> привычный к подобному ,чувствовал себя не в своей тарелке: какие -то
> старики обсуждают стихи о УХЕ ИЗ КОТА .Дима предложил поступать в
> Литературный ,разбередив старые раны – ведь мечтал об этом с д\с . А тут у меня начались домашние
> проблемы ,больницы. За это время сей литсоюз распался. Одного старика
> муж сей пихал в местный журнал ,со мной занимался по субботам ,пихая в
> Литературный. Группу инв-ти я не получил -не было взяток ,устроиться
> со справкой на лёгкий труд -нереально ,первая любовь не и без моей помощи поступила в медучилище и вышла замуж ,а я оказался в Церкви, где один священник посулил помощь в получении образования. В это время
> он поминал Бикмуллина (мужик пахал на мебельном комбинате ,после
> смерти выяснилось, что -академик. Вроде ,его труд защитили как
> диссертацию ,а потом издали книгой под чужим именем, вроде выпивал от
> этого, а потом сердце не выдержало.)На этом вечере познакомился с
> Лёшей Куприяновым -я давно предлагал Диме пообщаться с ним, но тот
> орал, что рабочие- быдло, мордовский эпос в зачаточном
> состоянии, православные –лукавые ,а в самиздате 90х все
> графоманы ,а я –эгоист ,фаталист и интроверт. Мнение ,что написание некрологов коммерчески выгодно меня
> коробило Раз так достал, что я читаю ненужную литературу, что я
> приволок ему кипу своих книг- Золю, Бальзака и Стельмаха "Думу о
> тебе",после чего он стал их читать. А меня познакомил С
> произведениями Саши Соколова И вот Дима, обозначающий меня
> эгоистом, интровертом ,шизофреником, достоевским и прочая заявляется ,в
> Храм, выдёргивает меня во время службы из Алтаря ,обозначает
> мракобесом, упрямым мордвином ,пугает депрессией, что Церковь меня испортит, там всех пугают адом придирается к
> обуви. потом заявляется через 3дня с думой, что мне надо в
> семинарию. Потом в день когда мне надо было уже быть в Литературном
> через общую знакомую интересовался моей судьбой .НО то что он
> отправил оказалось не добирающем положенного объёма, а он любил в моих
> строках выдёргивать любые зачатки духовного. Я заработал, послал то что сам
> хочу и как хочу -и прошёл...Тут умер священник ,отчего я не поехал в Москву после вызова из Литературного. У гроба его мы встретились с Димой , тогда ещё с косичкой. Я не поехал и после второго вызова –всё надеялся, не смотря на отсутствие возможностей ,сперва чего –то достичь. Потом мы не виделись. я полностью был в
> ауре православия -и то было самым лучшим временем моей жизни. Видел
> его редко и случайно, знал что в музыкалке ставит голос, раскручивает
> свою группу .У мызшколы советовал о снятии полдома у старухе в Пензе и устроиться педагогом ,а ещё искренне радовался,что я не испорчен Церковью .А я уже побывал в Монастыре,где не получил благословения на творчество,пытался уйти из Церкви и написал психологическую работу (www.serbin1.narod.ru ),кою, не смотря на заверения препода никуда до сих пор не пристроил, ибо это считается неугодным Богу. Раз пересёкся с ним на квартире его мамы, где он жил
> после нового развода ,он вспоминал мою обувь, из-за которой на меня не
> посмотрят девушки. Знал бы как смотрели когда в дедовых обносках
> ходил до 20 лет...Дима продолжал ставить театральные зрелища ,на которые я не ходил, т. к. чувствую себя в подобной атмосфере не в своей тарелке. А потом окончательно ушёл из Церкви ,т .к. там пытались склонить на свою сторону ,а я не хотел отрекаться от творчества. Дальше я болтался по городу. Тут предложили это место
> корреспондента , хотелось заявит о нём ,встретились Он позвонил в
> редакцию и наорал в трубку .Рассказывал о первых шагах в инете, звал
> с собой. Написанную статью он привычно потерял, написал новую .Многим
> людям рекомендовал его, да весь литгород тащил за свой счёт в сеть .Но
> у Димы ежедневно меняется мнение .Он ничего не помнит -2жена как -то
> его стабилизировала ,а сейчас некому. Ходил я каждый день в этот
> салон и рассказывал адресатам, какие проблемы не позволяют переслать
> Диме свои вирши .А б\п он и не будет. Он восстанавливал литклуб
> ,скачивал материалы ,находил идеи -он терял и забывал Пошёл потом на
> мойку .Надеясь, что пробью рубрики о таких Димах в молодёжках и буду получать гонорары
,да их порадую ,Дим этих.. После Церкви я ,вообще, долго болтался по низко оплачиваемым работёнкам ,на которые не каждый и пойдёт. Иногда я не мог даже содержать майл , не раз закрывал ящик и пользовался обычной почтой. Зряплата когда не дотягивала и до 1- 2 тысяч рублей, сшибал в Церкви, но тупо тратился на сеть ,пытаясь выйти на диаспору афророссиян и самиздатчиков 90х,что разбегались от меня как от бабайки дети. Нередко меня убеждали, что мои попытки чего –то достичь нереальны ,а я продолжал идти вперёд. Так однажды я узнал о Иноке Всеволоде и долго надеялся, что он поможет пробиться в творчестве ,что ,конечно же ,не кормит ,а разоряет, особенно когда комп недоступнее летающей тарелки. Зашивался ,звонил ему чуть не каждый день, просил передать фото
> для оформления наборщикам, не пришёл ,в салоне подготовил папку, где
> разжевал куда и что ,не пришёл .»З.Двери» вышли на Кружевах
> -предъявил ,что ничего не показывал Потом издал уже без оформления в
> Крае Городов, отнёс его маме экз ,он его потерял. После мойки оказался в Пту,выходило меньше поди даже500 в месяц .В это время переписывался с одной девчонкой ,долго и подробно. И даже пригласил в Дивеево. Но она видела это смешным и глупым, обозначала меня наивным, эгоистом, говорила ,что использую людей и что она – не цветочек аленький и согласна пойти официанткой в ночной клуб, чтоб быть честнее. Но она ,не подозревая, вернула меня в Храм, откуда я ушёл и как прихожанин. Потом, ковыряясь в церковной грядке ,я встречу девушку, что из- за проблем с трудоустройством долго отирается при Храме за паёк. Мне она западёт душевными качествами .Однажды мы долго будем стоять в подъезде, она будет рассказывать скольких ухожёров отшила ,т. к. мечтает стать монахиней, и лишь тогда я пойму насколько смешно и глупо выглядел в переписке ,которую прекратил, кстати, пытаясь в очередной раз вернуться в духовное русло. Потом стал видеть его, Диму,
> в Храме ,где он говорил ,что...в следующей жизни будет монахом. Появление его, почти лысого, спустя года три, для меня было неожиданностью. Я попросил его сканировать фото свои для Белкина, он как всегда пообещал ,потом забыл и не захотел оформлять мой текст. Так что – на прямую к нему .Просил
> оформление послать Вам, проигнорировал ,в воскресение поцапались ,а в
> понедельник подобрал меня к себе поговорить. Учил жизни ,не давал договорить ,привычно не мог выслушать ,а я был, не смотря на хроническую трезвенность ,впервые и, надеюсь , в последний раз выпимши и мне было херово –одна девчонка брала для своего сайта мои рукописи ,а теперь из не найду
> и сватал какую-то пухленькую массажистку, а у меня ,стоит увидеть на ульце ту первую любовь по –прежнему предательски ёкает сердечко ,да и согласен остаться один или привезти с отцовой деревни девчонку из неблагополучной семьи, лишь бы за писанину не стучала сковородкой по башке. Журил что я никогда не буду классиком и сам не знаю чего хочу ,что не пишу в местную
> прессу ,где за месяц дают 700 рублей. Но это не мой уровень ,и я вырос из этих штанов